Программирование сокетов на PHP (Sockets programming in PHP). Веб-сокеты Стандартный пример вывода текущего времени сервера с обновлением до секунды
Сатья посвещена сетевому програамированию, а в частности — программированию сокетов на PHP. Для сетевого взаимодействия в PHP существует две категории функций:
Рассматриваться будут только функции под номером 2, т.к. они более интересны.
Для начала проверим, подключена ли у Вас библиотека работы с сокетами.
Проверить это можно следующим скриптом:
If(extension_loaded("sockets")) echo "расширение загружено"; else echo "расширение не загружено"; ?>
Если расширение не загружено, то Вам следует его загрузить.
И так. Наиболее простой в рамках статьи пример — echo-сервер. Эхо-сервер — это означает, что строка отправленная клиентом серверу, возвращается обратно. То есть сервер получает какое-то сообщение от клиента, что-то с ним делает и отправляет ему обратно.
У нас будет 2 скрипта:
Для реализации клиента нам понадобятся следующие функции работающие с сокетами:
Листинг 1.0 — Клиент
Set_time_limit(0); ob_implicit_flush(); echo "- Клиент
";
$address = "127.0.0.1"; // адресс localhost. $port = 5555; // порт с которым будет установленно соединение.
echo "Создание сокета... "; $socket = socket_create(AF_INET, SOCK_STREAM, SOL_TCP);
if ($socket "; } else { echo "OK
"; }
echo "Подключение к сокету... "; $connect = socket_connect($socket, $address, $port);
if($connect === false) { echo "Ошибка: ".socket_strerror(socket_last_error())."
"; } else { echo "OK
";
$msg = "Hello Сервер!"; echo "Говорим серверу \"".$msg."\"..."; socket_write($socket, $msg, strlen($msg)); echo "OK
";
echo "Сервер сказал: "; $awr = socket_read($socket, 1024); echo $awr."
";
$msg = "exit"; echo "Говорим серверу \"".$msg."\"..."; socket_write($socket, $msg, strlen($msg)); echo "OK
"; }
if(isset($socket)) { echo "Закрываем соединение... "; socket_close($socket); echo "OK
"; } ?>
Для реализации сервера нам понадобятся следующие функции работающие с сокетами:
Листинг 1.1 — Сервер
Set_time_limit(0); ob_implicit_flush(); echo "- Сервер
";
$address = "127.0.0.1"; $port = 5555;
echo "Создание сокета... "; $socket = socket_create(AF_INET, SOCK_STREAM, SOL_TCP);
if($socket "; } else { echo "OK
"; }
echo "Привязывание сокета... "; $bind = socket_bind($socket, $address, $port); if($bind "; } else { echo "OK
"; }
echo "Прослушивание сокета... "; $listen = socket_listen($socket, 5); if($listen "; } else { echo "OK
"; }
while(true) { echo "Ожидаем... "; $accept = socket_accept($socket); if($accept "; break; } else { echo "OK
"; }
$msg = "Hello, Клиент!"; echo "Отправить клиенту \"".$msg."\"... "; socket_write($accept, $msg, strlen($msg)); echo "OK
";
while(true) { $awr = socket_read($accept, 1024); if (false === $awr) { echo "Ошибка: ".socket_strerror(socket_last_error())."
"; break 2; } else { if (trim($awr) == "") break; else echo "Клиент сказал: ".$awr."
"; }
if ($awr == "exit") { socket_close($accept); break 2; }
echo "Сказать клиенту \"".$msg."\"... "; socket_write($accept, $awr, strlen($awr)); echo "OK
"; }
}
if (isset($socket)) { echo "Закрываем соединение... "; socket_close($socket); echo "OK
"; } ?>
Вот собственно и всё. Вначале запустите скрипт сервер, он создаст, привяжет, начнёт прослушивание сокета и установится в режим ожидания клиента. Далее запустите клиента.
Так же хочу отметить что наиболее полезной является функция:
socket_select
(array read, array write, array except, integer timeout_seconds, integer timeout_microseconds); — Функция контролирует изменения происходящие на узлах. PHP просматривает поступления новых дынных на сокетах, заданных в массиве read. PHP просматривает готовность к приёму данных на сокетах, заданных в массиве write. PHP просматривает на наличие ошибок потоки, заданные в аргументе except. В таймаутах задается время, по истечению которого функция будет возвращать кол-во сокетов изменивших своё состояние или FALSE.
Эта функция не заменима для мониторинга клиентов висящих на сокете.
В статье приведена малая часть всех функций работающих сокетами, кого заинтересовало, откапывайте мануалы, читайте… Удачных экспериментов…
В данной статье рассмотрим работу с библиотекой phpws , которая нужна для организации приложений или WEB — приложений на основе сокетов и запустим парочку стандартных примеров, которые представлены на странице репозитория GitHub данного проекта.
Примечание. Сокеты у нас будут работать, как на серверной части, так и на клиентской. На серверной части этим займется стандартный WebSocket, который появился в HTML5, а работу на серверной части, где у нас PHP будет выполнять библиотека phpws. Есть много подобных библиотек, пожалуй, особенно следует отметить Ratchet , который мне показался громоздким для моего маленького проекта и я остановился на phpws.
Нам нужен ComposerОчень удобная штука, которая облегчит всю работу с зависимостями и библиотеками, которые включены в проекты. По всеобщему стандарту кодирования или, проще говоря, по правильному написанию кода все библиотеки, пакеты, зависимости или проекты принято хранить в репозиториях исходных кодов, которые потом подключаются в проект за парочку команд через менеджеры пакетов или через менеджеры зависимостей. Для каждого языка есть свой менеджер или почти для каждого, поэтому, вооружимся данным инструментом и установим его в систему командой в Linux
$ curl -s https://getcomposer.org/installer | php
Мы его скачали, но команды composer не будут выполняться через PATH, поэтому переместим скачанное в /usr/local/bin
$ mv composer.phar /usr/local/bin/composer
Выполняем команду и получаем результат в виде инструкций и команд Composer, что говорит об удачной установке
$ composer
Для Windows и Mac можно посмотреть инструкцию на офф-сайте .
Примечание. Все зависимости, которые нужно подключать надо указывать в файле composer.json в корне проекта, который скачает, обновит и соберет все зависимости в одну папку vendor, из которого потом можно загружать через автозагрузчик классов. У Composer есть свое хранилище пакетов и библиотек и называется Packagist , который позволяет указывать vendor/package и он будет установлен. Да, можно указывать конкретные адреса svn/git репозиториев в composer.json, но это неудобно. Намного удобнее иметь какой-то центральный пункт, где есть соответствия пакетов с их адресами репозиториев. Это Packagist .
Нам нужна библиотека phpwsДля подключения к проекту, нам нужно зайти в корень папки проекта или в подпапку, если это будет частью проекта и там установить данную библиотеку, но сначала надо создать в этом месте composer.json, который выполним потом через консоль командами composer и он прочитав, все нам установит. Для этого создаем данный файл со следующим содержимым
{ "repositories": [ { "type": "vcs", "url": "https://github.com/Devristo/phpws" } ], "require": { "devristo/phpws": "dev-master" } }
В данном случае, мы указали, что скачивать прямо с репозитория GitHub без посредничества Packagist.
Выполним данный файл командой
$ composer install
После чего в папке появится подпапка vendor со скачанными библиотеками и нам остается их подключить и использовать.
Нам нужны базовые понимания работы WebSocket с PHPИ так, на минуточку разберемся, что делать со скачанными библиотеками и как их использовать, углубляться не буду, поэтому, если на пальцах, то нам нужно 2 файла:
Для соединения нам надо указать схему соединения или протокол связи, ip — адрес сервера. Если удаленный сервер, то надо указать ip — адрес хоста или VPS, а если локальный, то localhost, который равен адресу 127.0.0.0 и указываем еще порт, на котором служба сервера будет запущена под собственным PID. Все эти данные указываются при создании экземпляра соединения.
Для клиентской части:
Var socket = "ws://127.0.0.0:12345/";
Для серверной части:
$server = new WebSocketServer("tcp://127.0.0.0:12345", $loop, $logger);
Стандартный пример вывода текущего времени сервера с обновлением до секундыДля работы данного примера нужно единожды запустить файл server.php через консоль и после выполнения данного скрипта запуститься сокет-сервер со своим PID
Что делает пример? В примере показано, как до долей секунды сокет обновляет информацию времени на сервер и выдает его клиенту
Клиентская часть:
Timers Server Time Status: Time:
Var socket = new WebSocket("ws://localhost:12345"); socket.onopen = function(msg){ document.getElementById("status").innerHTML = "Online"; }; socket.onclose = function(msg){ document.getElementById("status").innerHTML = "Offline"; } socket.onmessage = function(msg){ document.getElementById("time").innerHTML = msg.data; };
Серверная часть:
#!/php -q
Код хорошо прокомментирован, поэтому, думаю, что здесь всё предельно понятно. Алгоритм работы клиента тривиальный: создание сокета, подключение к серверу, отправка запросов, получение ответов, закрытие соединения. Мы с Вами отправили число 15 . Если Вы читали предыдущую статью, то помните, что задача сервера это число возвести в квадрат и вернуть его. Поэтому если Вы запустите этот клиент, то увидите от сервера 225 (15*15 ). Потом мы подаём команду shutdown , которая останавливает сервер.
Теперь у Вас есть минимальный набор знаний по работе с сокетами, а вообще тема очень интересная, поэтому Вы можете изучить её более детально. Вы можете создавать очень сложные клиент-серверные приложения, к котором Вы всегда сможете подключиться и отправлять самые различные запросы, которые сервер будет обрабатывать.
(Web Sockets) - это передовая технология, которая позволяет создавать интерактивное соединение между клиентом (браузером) и сервером для обмена сообщениями в режиме реального времени. Веб-сокеты, в отличие от HTTP, позволяют работать с двунаправленным потоком данных, что делает эту технологию совершенно уникальной. Давайте разберемся, как работает эта технология и чем она отличается от HTTP.
Как работает HTTP?Схема обмена сообщениями по HTTP
Вы наверняка знаете, что такое HTTP (или HTTPS), поскольку встречаетесь с этим протоколом каждый день в своём браузере. Браузер постоянно спрашивает у сервера, есть ли для него новые сообщения, и получает их.
Вы также можете знать, что HTTP позволяет использовать разные типы запросов, такие как POST, GET или PUT, каждый из которых имеет своё назначение.
Как работают веб-сокеты?Схема обмена сообщениями при использовании веб-сокетов
Веб-сокетам же для ответа не нужны ваши повторяющиеся запросы. Достаточно выполнить один запрос и ждать отклика. Вы можете просто слушать сервер, который будет отправлять вам сообщения по мере готовности.
Веб-сокеты можно использовать, если вы разрабатываете:
- приложения реального времени;
- чат-приложения;
- IoT-приложения;
- многопользовательские игры.
Практически никогда. Единственный минус - это несовместимость с некоторыми браузерами, но уже 95 % браузеров поддерживают веб-сокеты.
В некоторых случаях веб-сокеты вам всё же не понадобятся. Если вы создаёте простую CMS, вам вряд ли пригодится функциональность в режиме реального времени. Также не стоит использовать веб-сокеты в REST API, поскольку вам хватит таких HTTP-запросов, как GET, POST, DELETE и PUT.
Практические примерыВ примерах ниже для клиента используется JavaScript, а для сервера - Node.js. Примеры очень просты и вряд ли пригодятся на практике, но зато позволят разобраться в сути.
Веб-сокетыПример чата с веб-сокетом let ws = new WebSocket("ws://localhost:8080"); // выводим новые сообщения в консоль ws.onmessage = ({data}) => { console.log(data); } // отправляем сообщение ws.onopen = () => ws.send("Text");
Const WebSocket = require("ws"); // создаём новый websocket-сервер const wss = new WebSocket.Server({ port: 8080 }); // отправляем клиентам, когда функция clientValidator возвращает true. this - это wss. wss.broadcast = function(data, clientValidator = () => true) { this.clients.forEach(client => { if (clientValidator(client)) { client.send(data); } }); } wss.on("connection", ws => { // событие будет вызвано, когда клиент отправит сообщение ws.on("message", message => { // отправляем сообщение всем, кроме автора wss.broadcast(message, client => client !== ws); }); });
Вот иллюстрация работы веб-сокетов:
Демонстрация работы веб-сокетов
Эквивалент в HTTPТак как HTTP должен постоянно проверять канал на наличие новых сообщений, можно использовать «грязную» проверку (dirty check) - подход, при котором клиент с заданной периодичностью (допустим, каждые 200 мс) проверяет наличие новых сообщений на сервере.
Как Яндекс использует ваши данные и машинное обучение для персонализации сервисов - .
Веб-сокеты
Серверные события, рассмотренные ранее, являются идеальным инструментом, когда требуется получить последовательность сообщений с веб-сервера. Но при этом связь получается полностью односторонней. Браузер не может отвечать на сообщения или вступать в более сложный диалог с сервером.
Если вы создаете веб-приложение, в котором требуется серьезное двустороннее взаимодействие браузера с веб-сервером, лучшим подходом к его реализации (не прибегая к помощи Flash) будет, возможно, использование объекта XMLHttpRequest. В зависимости от типа создаваемого приложения этот подход может работать так, как требуется. Но здесь существует и достаточное количество возможных проблем.
Прежде всего, объект XMLHttpRequest не очень хорошо подходит для быстрого обмена множественными сообщениями (например, в чате). Потом, в нем нет возможности связать один вызов с другим, поэтому при каждом новом запросе от веб-страницы сервер должен вычислять с самого начала, кому эта страница принадлежит. Поэтому уровень сложности кода для обработки ряда связанных запросов от веб-страницы может очень быстро вырасти до практически нереализуемой.
Для всех этих проблем есть решение, хотя оно еще не вполне готово. Этим решением является технология веб-сокетов (web sockets) , которая позволяет браузеру удерживать открытое подключение к серверу и обмениваться сообщениями в течение любого требуемого времени.
Технология веб-сокетов вызвала большое возбуждение в среде веб-разработчиков, но она еще находится в процессе развития, хотя уже имеет неплохую браузерную совместимость:
На данный момент лучше всего тестировать страницы, использующие веб-сокеты, в браузере Chrome, который предоставляет наиболее последовательную поддержку для них.
Получение доступа к веб-сокетамВеб-сокеты являются специализированным инструментом. Они актуальны для таких приложений, как чат, массивные многопользовательские игры или инструмент для пирингового взаимодействия. Веб-сокеты позволяют создавать новые типы приложений, но применять их в большинстве современных веб-приложений, движимых JavaScript, скорее всего, не имеет смысла.
Решения на основе веб-сокетов могут быть чрезвычайно сложны. Разработать JavaScript-код для одной страницы будет достаточно простой задачей. Но для создания серверного приложения вам потребуются бешеные знания и навыки программирования, включая понимание концептов многопоточности и сетевого взаимодействия.
Для использования веб-сокетов на веб-сервере вашего сайта должна исполняться специальная программа, которая будет, как ожидается, называться сервером веб-сокетов. На эту программу возлагается ответственность за координирование взаимодействия всех участников, и после запуска она работает безостановочно.
Многие хостинговые компании не допускают долго работающих программ, если только вы не оплатите выделенный веб-сервер, т.е. сервер, обслуживающий лишь ваш сайт. Если у вас обычный общий хостинг, вы, скорее всего, не сможете размещать на нем страницы, в которых используются веб-сокеты. Даже если вы умудритесь запустить сервер веб-сокетов и удерживать его в рабочем состоянии, владелец вашего хостинга, скорее всего, выявит и выключит его.
Чтобы дать вам представление о масштабе сервера веб-сокетов, рассмотрите некоторые из задач, которые сервер сокетов должен выполнять:
составить "словарь" сообщений, иными словами, решить, какие типы сообщений являются допустимыми, а какие нет;
выявлять ошибки при отправке сообщений клиентам и прекратить попытки связаться с ними, если кажется, что их больше не существует;
обрабатывать все данные в оперативной памяти, т.е. данные, доступ к которым может потребоваться всем клиентам, и делать это надежно и безопасно. Здесь имеется обилие возможных неявных проблем, например, когда один клиент пытается присоединиться к обмену, в то время как другой отключается, а информация об обоих хранится в одном и том же объекте в памяти.
Разработчики, скорее всего, никогда не будут сами создавать серверную программу, использующую веб-сокеты, т.к. это просто-напросто не стоит требуемых для этого значительных усилий. Самым легким подходом в этой области будет установить чей-то другой сервер веб-сокетов и разрабатывать свои веб-страницы под него. Так как использование части JavaScript стандарта веб-сокетов не несет трудностей, это не должно доставлять каких-либо проблем.
Другим подходом будет взять чей-либо код сервера веб-сокетов и подогнать его под свои требования. В настоящее время существует великое множество проектов (многие из которых бесплатные и с открытым кодом), в которых разрабатываются серверы веб-сокетов для решения различных задач, на разных языках серверного программирования.
Простой клиент веб-сокетовС точки зрения веб-страницы функциональность веб-сокетов легко понять и использовать. Первый шаг - это создать объект WebSocket и передать ему URL. Код для этого подобен следующему:
Var socket = new WebSocket("ws://localhost/socketServer.php");
Строка URL начинается с текста ws://, который идентифицирует подключение типа веб-сокет. Этот URL указывает файл веб-приложения на сервере (в данном случае это сценарий socketServer.php).
Стандарт веб-сокетов также поддерживает URL, которые начинаются с текста wss://, что указывает на требование использовать безопасное, зашифрованное подключение (точно так же, как и при запросе веб-страницы указывается URL, начинающийся с https:// вместо http://).
Веб-сокеты могут подключаться не только к своему веб-серверу. Веб-страница может открыть подключение к серверу веб-сокетов, исполняющемуся на другом веб-сервере, не требуя для этого никаких дополнительных усилий.
Само обстоятельство создания объекта WebSocket понуждает страницу пытаться подключиться к серверу. Дальше надо использовать одно из четырех событий объекта WebSocket: onOpen (при установлении подключения), onError (когда возникает ошибка), onClose (при закрытии подключения) и onMessage (когда страница получает сообщение от сервера):
Socket.onopen = connectionOpen; socket.onmessage = messageReceived; socket.onerror = errorOccurred; socket.onopen = connectionClosed;
Например, в случае успешного подключения неплохо бы отправить соответствующее подтверждающее сообщение. Такое сообщение доставляется с помощью метода send() объекта WebSocket, которому в качестве параметра передается обычный текст. Далее приведена функция, которая обрабатывает событие onopen и отправляет сообщение:
Function connectionOpen() { socket.send("UserName:[email protected]"); }
Предположительно, веб-сервер получит это сообщение и даст на него ответ.
События onError и onClose можно использовать для отправки извещений посетителю веб-страницы. Но безоговорочно самым важным является событие onMessage, которое срабатывает при получении новых данных от сервера. Опять же, код JavaScript для обработки этого события не представляет никаких сложностей - мы просто извлекаем текст сообщения из свойства data:
Function messageReceived(e) {
messageLog.innerHTML += "
Если веб-страница решит, что вся ее работа выполнена, она может закрыть подключение, используя метод disconnect() :
Socket.disconnect();
Из этого обзора веб-сокетов можно видеть, что использование сервера веб-сокетов стороннего разработчика не представляет никаких трудностей - нам нужно лишь знать, какие сообщения отправлять, а какие - ожидать.
Чтобы заставить подключение веб-сокетов работать, выполняется большой объем работы за кулисами. Прежде всего, веб-страница устанавливает связь по обычному стандарту HTTP. Потом это подключение нужно повысить до подключения веб-сокетов, позволяющего свободную двустороннюю связь. На этом этапе возможны проблемы, если между компьютером клиента и веб-сервером находится прокси-сервер (как, например, в типичной корпоративной сети). Прокси-сервер может отказаться сотрудничать и разорвет подключение. Эту проблему можно решить, обнаруживая неудачное подключение (посредством события onError объекта WebSocket) и применяя один из заполнителей (polyfills) для сокетов, описанных на веб-сайте GitHub. Эти заполнители применяют метод опроса, чтобы эмулировать подключение веб-сокетов.
Примеры веб-сокетов в сетиЕсли вы заинтересованы опробовать веб-сокеты, в сети есть много сайтов, на которых можно запустить свою разработку.
Для начала попробуйте сайт websocket.org , который предоставляет простейший сервер веб-сокетов: веб-страница отправляет ему сообщение, а он возвращает это же сообщение веб-странице:
Хотя этот сервер веб-сокетов и не представляет ничего особенного, на нем вы можете испробовать все возможности объекта WebSocket. Более того, к этому серверу можно подключиться со страницы, расположенной как на промышленном веб-сервере, так и на тестовом веб-сервере на вашем компьютере, или даже со страницы, просто запускаемой с жесткого диска:
Var socket = new WebSocket("ws://echo.websocket.org");
socket.onopen = connectionOpen;
socket.onmessage = messageReceived;
function connectionOpen() {
socket.send("UserName:[email protected]");
}
function messageReceived(e) {
var messageLog = document.getElementById("messageLog");
messageLog.innerHTML += "
" + "Ответ сервера: " + e.data;
}
Существуют и серверы веб-сокетов, предоставляющие другие возможности, включая следующие.