Управление мозгом через компьютер. Управление компьютером силой мысли

Меня попросили рассказать о OCZ NIA. Конец года, время подводить итоги - потому самое время написать о личном опыте использования самой перспективной, по моим оценкам, железки за год. Началось всё с её покупки…

Покупка

Об этой игрушке для управления компом мыслями я узнал тут же, на Хабре, из этого поста . Загорелся, заинтересовался, право слово. Всегда любил Гибсона и прочий киберпанк, а тут контроллер, почти такой же, как у его персонажей, ну пусть примитивный - думалось мне. Отдельное, впрочем, офигение вызвало его присутствие в продаже в России - все-таки редко к нам завозят подобные игрушки.

Поэтому в августе не выдержал и потратил триста тогдашних баксов на игрушку. Что ж, опишу ее.

Распаковка

Аккуратная белая коробочка с характерным слоганом «The future is nia». Если учесть, что на коробку с nia я взирал примерно как папуас на консервную банку, с таким же благоговением - немудрящая игра слов показалась мне откровением. В коробке обнаружились: коробочка тяжелая с логотипом, которая подключается к компу по юсб, - одна штука, подключающийся к ней обруч с тремя датчиками - хлипкий, пластиковый - одна штука, диск с дровами - одна штука, инструкция - что неожиданно, тоже одна.

Характерной чертой инструкции являлось практически полное отсутствие информации по делу. Насколько я помню, основная идея сводилась к «подключите провод к ЮСБ, эта такой маленькая прямоугольная дырочка». Впрочем, упоминался и некий туториал внутри программы, обеспечивающей работу машинки.

О принципах работы

На секунду отвлекусь от описания непосредственно опыта, опишу принцип работы устройства, как я его понял. Фактически, три датчика на лбу выполняют функцию ЭЭГ, изучая колебания электромагнитного поля, которым, как известно, организм со страшной силой загрязняет окружающую среду. То есть, в принципе, по своему техническому устройству машинка не слишком далеко ушла от вольтметра - правда, очень чувствительного. Весь цимес должен был быть в софте.

Первый запуск

Русский человек туториалов не читает. И не слушает. В принципе. Поэтому, посмотрев в туториале на убого прорисованную рожу «типа девушки», послушав усталый, задолбанный голос дикторши, вещавшей по-английски, я переключился в меню калибровки, как только уяснил себе суть процесса подготовки к работе. Заключался этот процесс в следующем:

1) Требовалось откалибровать устройство путем 20-ти секундного наблюдения за гифкой, изображавшей гироскоп. Думать при этом категорически запрещалось.
2) Следовало проверить в посткалибровачном меню, станут ли слушаться тебя два ползунка, вертикальный и горизонтальный. В случае неудачи калиброваться заново.
3) Поиграться для лучшего привыкания в три встроенные игрушки - пинг-понг, клик на скорость реакции и право-лево.
4) Настроить профиль (разработчики рассчитывали, что их аппарат будет использоваться исключительно в игрушках, вместо клавы - но на этот счет у меня были свои соображения)
5) Наслаждаться.

Засел я, как и следовало ожидать, на пункте два. Дело в том, что как именно разбираться с этими ползунками написано не было. Единственное, что было сказано в инструкциях - это много красивых слов про инстинктивное привыкание и интуицию. Так же было известно, что конкретно эти два ползунка управляются путем мускульного напряжения - вертикальный и взглядом - горизонтальный.

И если крайнее положение вертикального ползунка достигалось довольно легко - ну, мышцами поиграть, в конце концов, то как остановить ползунок на промежуточных значениях было вовсе непонятно. Не говоря уже о том, чтобы остановить носящийся по экрану ползунок горизонтальный - ну сложно пялится в одну точку и одновременно делать что-то или думать о чем-то, сложно… Опять же мышцами играть не хотелось - весь кайф от игрушки терялся. Однако меня обнадеживало, что «мышечный» канал - лишь один из многих.

Впрочем, примерно через три часа я уже играл в пинг-понг, не сказать, что не напрягаясь, но без особых проблем. Помогла этому игра с настройками. Но в большей степени - вычитанный в интернете факт, что, оказывается, криво сделанная игрушка требует заземления хотя бы в виде руки на корпусе коробочки. И это критично. Не знаю уж, какого фига разработчики не удосужились справиться с этой проблемой еще на этапе проектирования, но факт.

Что еще интересней - действительно, освоение аппарата происходит интуитивно, как и обещали разработчики. Забегая вперед, скажу, что после недели экспериментов мне не требовалось никаких видимых глазом действий, чтобы задействовать даже канал, отвечающий за мышечное напряжение. Выглядело это так - сидит товарищ с каменным лицом перед монитором, и всё. Впрочем, надо отметить, что в освоении мне несколько помог опыт моих экзерсисов с медитациями и прочей восточной хренью.

Использование

Общие расклады выглядят так:

Надо заметить, что nia имеет восемь джойстиков - так называемых brainfingers. Один джойстик - мышечное напряжение, второй - направление взгляда, три альфа и три бета-канала. На каждый джойстик можно запрограммировать четыре кнопки клавиатуры или - итого имеем 32 кнопки в теории. Джойстик «мышечного напряжения», как оказалось, сильного, видимого напряжения не требует - если научишься напрягаться и расслабляться по желанию. То же относится и к остальным. На практике, впрочем, кнопок меньше - во-первых, не всегда удобно забивать на один канал сразу четыре - с одной бы справиться, во-вторых практически нереально работать с каналами по отдельности. Возможно, прилагал недостаточно усилий в обучении, но в моем исполнении поднятие канала альфа один обязательно поднимало, дай Бог памяти, третий альфа и второй бета, если не ошибаюсь. Не знаю, как по науке, но у меня создалось впечатление, что выбраны слишком уж сильно зависящие друг от друга каналы для джойстиков, хотя с другими, может, хуже - кто знает.

А как учиться с этими самыми джойстиками работать? Есть два варианта. Суровые челябинские мужики выводят сводку по каналам на экран и медитируют перед ней. Менее суровые и более успешные граждане сначала запускают какой-нибудь шутер, и дожидаются, когда интуитивно сумеют научиться в нем ходить без клавы - только мышкой и нией. Второй способ удобнее - хотя и вызывает ощущение дикой беспомощности поначалу, но результаты даёт. После этого ты уже более менее уясняешь, что и как, и можешь уже более продуктивно работать и просто со сводкой состояния джойстиков. Получается как ходьба ногами - вы можете пояснить, о чем думаете, чтобы передвигать ноги? Ну и я не могу. Минус, впрочем, в том, что оба вышеуказанных способа требуют времени, желания учиться и сил. Ну и терпения. Стоит ли оно того, вот в чем вопрос.

Положение усугубляет тот факт, что джойстик, управляемый направлением взгляда, используемый по дефолту для работы с горизонтальной плоскостью (в смысле, для «право-лево»), сделан крайне криво. Не знаю уж, какая тренировка нужна, чтобы справиться с ним - даже когда я привык к этому контроллеру на этом джойстике я имел ложные срабатывания примерно в одном случае из пяти. А это раздражает.

Ощущения при игре без клавы (равно как и при забивании при работе горячих клавиш на нию) офигенные. Особенно при игре - будете смеяться, но наблюдается некий эффект присутствия, которого на клаве не было. Впрочем, есть три факта, которые пока что перехеривают положительные эмоции от использования. Они таковы:

1) Чисто субъективно - на редкость неприятно носить долгое время на голове пластиковый обруч. Если бы он был металлический или хотя бы из более приятной на ощупь пластмассы! Если бы не требовалось подтягивать застежку каждые десять минут! О том, что для того, чтобы сходить покурить его надо снять, а потом калибровать заново - и не говорю. Но это вкусовщина.

2) Более объективный факт - я долго удивлялся, почему тест на скорость реакции выдает странные, слишком высокие результаты. Я, конечно, тормоз, но не настолько. И на мышке в аналогичных тестах выдаю куда более хорошие результаты. Раз этак в 9. В чем же дело? Как выяснилось, драйвера нии изрядно грузят комп. Мой Core2Duo 1.86 ГГц просто не успевает обсчитывать все в более-менее реальном времени. Для работы не критично, для игрушек, для которых ния и предназначена - очень даже. К тому же, из-за этой самой прожорливости дров запустить с нией более-менее современную игрушку (тот же Mass Effect, к примеру) возможным не представляется. Тормозит и виснет.

3) Самый большой минус - сосредоточенность, которая требуется при использовании. К примеру, хочешь использовать нию одновременно с клавиатурой и мышью как дополнительную клаву, скажем, при дизайне или запускаешь игрушку отличную от судорожных пострелушек. Я как-то привык что при работе, что при игре думать - в игре о ее сюжете, да и просто о жизни параллельно с отдыхом, при работе - собственно, о том, что я делаю. Ниа же, учуяв «лишнюю» мысль вполне может воспринять её как некую команду и подобрать из списка кнопок ту, на которую эта мысль больше всего похожа. Результат предсказуем. И неприятен.

Итог

Подобьём баланс.

Сложность в освоении
- тормознутость
- требования к уровню концентрации
- недоработанность железа
- отсутствие удобоваримого мануала

Плюсы:
- это мыслеуправление! Какие еще плюсы вам нужны?!
- к тому же оно работает, пусть и криво!

Денег не жалею. Удовольствие от использование получил. Прикоснулся к будущему. Поигрался и забросил. Покупать никому не рекомендую - по той же причине, что и забросил - штука пока из расчета «подергать и забыть». Но вот когда выйдет новая доработанная модель мыслеуправления - неважно, кто ее выпустит, разработчики нии или кто-то другой - брать не раздумывая.

Несмотря на то, что управление устройствами силой мысли не является конечной целью таких устройств, как Muse, в силах диадемы - показать вам, что происходит внутри вашей головы.

«Технология просто бесподобна», - говорит Гартен. - «Одна из самых желанных вещей для людей - усилить их мысленные способности, чтобы показывать действительно выдающиеся результаты везде — на работе и дома. Над этим стоит работать».

Muse - всего лишь одно из несколько устройств на растущем рынке BCI-ориентированных штук. Кошачьи ушки Brainwave Cat Ears от Necomimi (70 долларов) шевелятся, когда «шевелятся» ваши мозги. А на выставке CES 2013 невролог и бывший инженер-программист Руджеро Скорциони выиграл Хакатон от AT&T с приложением Goog Times, которое позволяло сбрасывать телефонный звонок, пока вы заняты, с помощью этих самых ушек.

«Я полагаю, что это лишь одна из потенциальных технологий управления силой мысли», - заявил Скорциони. - «Все они станут неотъемлемой частью нашей жизни, и возможно когда-нибудь мы будем полностью зависеть от них».

Good Times сообщается с Brainwave Cat Ears, читая уровень активности вашего мозга. iOS-приложение использует эти показатели, чтобы решить, стоит ли принять звонок или отправить абонента звонить позже.

«Если вы психически заняты, сигнал не станет выше», - говорит Скорциони. - «Он просто изменит тип электрической активности. Вопрос не в выявлении порога, а в анализе данных и фиксировании момента, когда мозг загружен под завязку».

Как Muse, так и Good Times позволяют вам работать со смартфоном на базовом уровне, но не позволяют выполнять более сложные и комплексные задачи. Вы пока не можете опубликовать что-либо в Twitter, просто подумав об этом, или управлять персонажем игры, отдавая команды силой мысли.

«Как правило, Muse работает с вещами, которые цикличны по своей сути и могут повторяться туда-сюда».

За пределами прикосновения


Хотя исследования BCI продолжаются, остается непонятным, действительно ли они обещают полностью бесконтактное мобильное управление: технология BCI не может на самом деле обрабатывать и интерпретировать ваши мысли, а лишь измеряет электрическую активность, происходящую в вашей голове.

«BCI не читает мысли», - говорит Хасан Аяз, научный сотрудник сферы биомедицинской инженерии в Университете Дрексель в Филадельфии. - «Это просто захват того, чем увлечен пользователь. Оно не вмешивается в индивидуальное мышление, что очень хорошо для частной безопасности».

Сегодня BCI используется в основном в клинических целях, чтобы помочь пользователям с ограниченными физическими возможностями, мышечными расстройствами и тем, кто не может в полной мере использовать свои конечности. Как говорит Аяз, исследования BCI начались еще 23 года назад, а их целью должно было упрощение коммуникации клинических больных.

«Несмотря на то, что BCI находится на ранней стадии своего развития и постоянно дорабатывается, она является единственным вариантом для некоторых», - говорит Аяз. - «Целевая аудитория представлена, по большей части, клиническими пациентами, поэтому все, что может улучшить их взаимодействие с окружающим миром, важно и полезно».

Это именно тот принцип создания новых путей взаимодействия с мобильными устройствами, которым заинтересовалась Samsung. В сотрудничестве с Техасским университетом в Далласе, производитель смартфонов создает покрытие, усеянное датчиками ЭЭГ, которые позволят пользователям управлять планшетом Galaxy силой мысли. Исследователи выяснили, что пользователи вполне могут запускать приложения и делать выбор, концентрируясь на иконке.

«Несколько лет назад маленькая клавиатура была единственным методом управления телефоном, однако в настоящее время пользователь вправе использовать голос, жесты, прикосновения и движения глаз для работы», - рассказал Инсу Ким, один из главных разработчиков Samsung. - «Добавление еще нескольких способов ввода обеспечит нас более богатыми возможностями взаимодействия с мобильными устройствами».

Борьба со стеснением


Серьезной проблемой в развитии устройств, управляемых силой мысли, остается размещение и внешний вид датчиков ЭЭГ. По мнению Скорциони, преимущества, которые предоставляют эти устройства, носимые в реальной жизни на постоянной основе, недостаточны для того, чтобы убедить большинство людей носить гарнитуру.

«Наши исследования показали, что не многие люди готовы носить гарнитуру», - говорит Скорциони. - «Они получат не так много преимуществ пока. Есть ряд ограничений перед тем, как вы запросто скажете «что ж, вы сможете управлять устройством силой мысли». А зачем сейчас надевать эти диадемы и датчики?»

InteraXon обошла это препятствие с гарнитурой Muse, поскольку ее можно просто поместить в шапку или кепку, успешно спрятав. В то же время, другие носители BCI-устройств будут в авангарде, подобно тем, кто надевает . «На голове оно смотрится стильно и вызывающе. Но при этом оно должно демонстрировать феноменальные возможности, которые позволяет технология», - комментирует Гартен.

Есть и проблема в разработке сухих датчиков ЭЭГ до такой степени, чтобы их можно было легко использовать всем потребителям. Обычный ЭЭГ-датчик, широко распространенный в клинических условиях, требует слоя жидкости между датчиком и кожей головы, чтобы усилить сигнал. Samsung изучает возможности использования сухих датчиков и надеется в один прекрасный день создать какую-нибудь кепку с BCI-технологией, чтобы ее можно было носить постоянно.

«Сухие датчики практичны в повседневном использовании, поскольку вам не нужно использовать гель каждый раз. Если мы сможем достичь успехов в улучшении мощности сигналов или машинном оборудовании, мы сможем сделать и более хитроумные приспособления».

Думая о будущем


Пройдет совсем немного времени и управляемые мозгом интерфейсы станут частью повседневной жизни людей. Гартен полагает, что при всем этом технологии могут трансформироваться в другие формы, более соответствующие ежедневным занятиям людей.

«Может появиться другое устройство, отличное от очков или элемента мобильного телефона… вещь, которая сидит за ухом и держится вполне естественно. Может возникнуть новая технология, которая станет основным звеном наших ».

Сколько пройдет лет, прежде чем BCI станет мэйнстримом? Все зависит не только от темпа развития инноваций, но и от признания пользователей. Гартен говорит, что пройдет 20-25 лет при нынешних обстоятельствах, прежде чем технология станет такой же популярной, как сенсорные дисплеи сегодня.

В середине прошлого века фантасты писали, что в будущем люди научатся управлять техникой одной лишь силой мысли. И вот это самое будущее наступило. Первые подобные устройства сейчас проходят стендовые испытания в Институте высшей нервной деятельности и нейрофизиологии(ИВНД и НФ) РАН.

Владимир Гаврилов

Заведующий Лабораторией физиологии сенсорных систем ИВНД и НФ РАН Игорь Шевелев подвел нас к тяжелой двери в локоть толщиной, с видимым усилием потянул ее на себя, и перед нами открылась святая святых. Стены небольшой комнаты сплошь покрыты металлической сеткой и звукопоглощающими экранами, ограждающими расположенную здесь аппаратуру от всевозможных электромагнитных помех. Посередине располагалось одинокое кресло с ворохом проводов, подключенных к мощным усилителям, прикрепленным у изголовья. «Любой человек, облаченный в специальный шлем, сидя вот здесь, способен с помощью мысли управлять компьютером, а через него разными механическими устройствами: роботами, манипуляторами и электрокарами, — пояснил Игорь Шевелев, хлопнув по потертому дерматину. — Но главное, при помощи мысли уже сейчас можно набирать текст на компьютере, что является настоящим прорывом в прикладной нейрофизиологии». Верилось, честно говоря, с трудом. Слишком уж абстрактная это вещь мысль, чтобы так просто ее уловить да еще и преобразовать в команды для компьютера, робота, электрокара…

На заре компьютерной эры

Идея об управлении машиной одной лишь силой мысли зародилась в середине ХХ века, когда для изучения деятельности мозга стали широко применяться электроэнцефалографы (ЭЭГ). Первым человеком, реализовавшим ее на практике, стал англичанин Эдмонд Деван. В 1967 году в Кембридже он провел серию экспериментов, в ходе которых люди, подключенные к аппаратуре ЭЭГ, учились контролировать амплитуду мозгового альфа-ритма. Испытуемые самостоятельно, то расслабляясь, то возбуждаясь, передавали сигналы, преобразовываемые компьютером в точки или тире, складывающиеся в азбуку Морзе. Вполне закономерно, что первым словом, мысленно переданным на телетайп, стало слово «кибернетика».

Идею тут же подхватили военные. В начале 1970-х годов американское Агентство перспективных оборонных разработок (Defense Advanced Research Projects Agency — DARPA) объявило о начале работ по созданию — ни много ни мало — истребителя, управляемого одной лишь силой мысли. К исследованию подключились ведущие научные организации США. Разрабатывались системы, дававшие возможность летчику, не отвлекаясь от управления самолетом, включать и выключать ряд функций авионики. К сожалению, низкий уровень тогдашних технологий не позволил довести начатую работу до конца. Компьютеры и другие электронные приборы были слишком велики для размещения на самолетах, да и производительность их заставляла желать лучшего. Программа была свернута.

Вспомнили о ней ученые только в 90-е годы ХХ века, когда новые разработки в электронике и компьютерной технике позволили вернуться к созданию интерфейса мозг-компьютер (Brain-Computer Interface — BCI) на качественно новом уровне. В настоящее время подобные системы активно конструируются в США, Германии, Японии, Китае, России и других странах.

Люди-киборги

В 1998 году сразу в двух точках земного шара — университете Эмори (США) и Тюбингенском университете (Германия) — были поставлены практически идентичные эксперименты. Мужчине, парализованному после инсульта, прямо в мозг были имплантированы микроэлектроды, при помощи которых компьютер измерял электрические импульсы мозга и преобразовывал их в команды для управления курсором. Больной представлял, что двигает правой или левой рукой, и курсор на экране монитора перемещался в ту или иную сторону. Выбирая на экране из заранее подготовленного списка различные фразы, инвалид мог позвать медицинскую сестру, попросить пить или есть, а также включить или выключить телевизор.

Функциональность этого устройства навела ученых на мысль попробовать изготовить механические протезы, управляемые мозгом посредством вживленных в него электродов.

Наибольшую известность получил эксперимент, проведенный в 2001 году в США Мигелем Николелисом из университета Дюка. Внедрив в мозг обезьяны несколько электродов, он добился поразительной синхронизации движения настоящей руки животного и ее роботизированного аналога. Стоило мартышке сжать в своей руке игрушку, как киберрука в точности повторяла ее жест.

Дальнейшее продолжение эти исследования получили в опытах нейрохирурга Джона Донога из университета Брауна (США). В 2002 году он провел интересный эксперимент с обезьянами. Животных научили играть в компьютерную игру, в ходе которой одним круглым мячом на экране компьютера надо было поймать другой. В эксперименте участвовали три обезьянки, в мозг которых была вживлена система электродов, измеряющих активность тех его областей, которые отвечали за работу рук. Сначала животные пользовались джойстиками, но вскоре их отключили, и компьютер стал читать сигналы мозга, снимаемые с внутричерепных электродов. Ни о чем не подозревающие животные продолжали играть, а мячик все так же двигался по экрану без всяких задержек. Получалось, что обезьяны управляли им при помощи одних лишь мыслей.

Но дальше всех пошла американская компания Cyberkinetics. Весной 2005 года она успешно завершила многолетние испытания чипов-имплантатов BrainGate («Ворота в мозг»), призванных облегчить жизнь парализованным пациентам.

Первым человеком, в мозг которого был вживлен чудо-чип, стал Мэттью Нейгл. 25-летнего американца полностью парализовало в 2001 году в результате ножевого ранения в шею. До сих пор он не может дышать без респиратора и передвигается исключительно в инвалидной коляске. Однако благодаря профессору Джону Донахью, возглавляющему кафедру нейрофизиологии медицинского факультета университета Брауна (США), у него появилась возможность существенно улучшить качество своей жизни. В ходе трехчасовой операции в мозг Нейгла было вживлено несколько электродов, которые располагались над моторными сенсорами коры головного мозга, где как раз и возникают сигналы, контролирующие движение рук. На последнем этапе операции на голове Нейгла было закреплено специальное металлическое устройство, позволявшее чипу передавать информацию на компьютер. Сначала пациент просто учился двигать курсор по экрану компьютера, мысленно представляя, что он пользуется руками, и весьма в этом преуспел. На сегодняшний день он уже умеет включать и выключать телевизор, подсоединенный к компьютеру, двигать роботизированной рукой. Первый эксперимент оказался столь удачным, что весной 2004 года Управление по контролю за пищевыми продуктами и лекарственными препаратами США (Food and Drug Administration — FDA) дало добро на широкое применение BrainGate в медицинской практике. Cyberkinetics уже вложила в проект BrainGate $9 млн., в 2007—2008 годах она собирается вывести готовый продукт на рынок.

Волшебный шлем и печатная машинка

Впрочем, далеко не все пациенты согласны на то, чтобы в их черепную коробку засовывали электроды. В настоящее время ученые разных стран бьются над созданием интерфейса, улавливающего сигналы мозга без непосредственного контакта с ним. По этому пути пошли и российские исследователи из НИИ высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН, получившие грант на исследования от отечественной инновационной компании BiNeuro.

«Мы работаем над системой ВСI всего полтора года, но уже добились хороших результатов, — рассказывает Игорь Шевелев. — Разработанное нами оборудование считывает потенциалы мозга через систему электродов, закрепленных на специальном шлеме. Это обычный шлем энцефалографа. Через шлейфы проводов он подключается к мощным усилителям, которые, в свою очередь, передают обработанные сигналы в компьютер. Весь секрет заключен в программном обеспечении, распознающем биопотенциалы мозга и способном подстраиваться во время работы к особенностям мышления того или иного человека. Более совершенное распознавание мысленных образов позволяет не только отдавать компьютеру простейшие команды, но и печатать текст на экране монитора с помощью одной только мысли».

«В основном для испытаний комплекса мы привлекаем студентов, — вступает в беседу ведущий специалист проекта Владимир Конышев. — Раньше пытались приглашать своих сотрудников или специалистов из соседних отделов. Но они оказались ‘слишком умными". Дело в том, что ученые, садясь в кресло, думают не о мысленном управлении, а о том, как все это работает. В итоге результаты экспериментов смазываются. Студентам же наплевать на все эти железки. Провел сеанс, получил деньги — и гуляй, Вася».

Одним из таких испытателей-студентов как раз и является долговязый третьекурсник Иван. Пока мы разговариваем с руководителями проекта, лаборанты начинают крепить к его голове матерчатый шлем с множеством датчиков. Процедура весьма трудоемкая. При помощи специального шприца кожа в местах соприкосновения электродов с головой смазывается гелем, снижающим сопротивление при прохождении сигналов. Спустя полчаса Ивана, закутанного, словно младенец, в чепец, торжественно водружают в кресло испытателя, и он начинает напряженно всматриваться в монитор. Эксперимент начался! На экране — ровные столбики из букв русского алфавита. Время от времени по ним пробегают вертикальные и горизонтальные зеленые полосы, засвечивающие столбцы или строки. Как только испытатель видит на экране загаданную букву, в его мозгу возникает характерная картина волн, которую и регистрируют датчики. Компьютер обрабатывает полученную информацию и выводит загаданную букву на соседний монитор.

Примерно такую же «мысленную печатающую машинку» в марте этого года представили на CEBIT (выставке высоких технологий, ежегодно проходящей в Ганновере) специалисты из Института Фраунхоффера (Германия). Принцип действия тот же, что и у россиян, но интерфейс немного отличается. Экран монитора разбит на шесть шестиугольных «сот», расположенных по кругу, в каждой из которых содержится группа букв. Человек мысленно подводит стрелку курсора к нужной «соте» и отдает команду «выбор». В этот момент «сота» увеличивается на весь экран, и буквы выстраиваются по кругу, как в обычных механических часах. Вращая между ними стрелку, можно отметить нужный символ. При этом человек мысленно не загадывает букву, как в российском прототипе устройства, а только выбирает ее при помощи более примитивного алгоритма действий. Чтобы перемещать курсор вправо или влево, оператор представляет, что двигает правой или левой рукой.

Каковы же перспективы таких систем? Могут ли они реально конкурировать с обычными способами управления компьютерной техникой посредством кнопок, клавиатуры, джойстиков или мышки? Ученые утверждают, что в будущем это вполне возможно, а в некоторых областях применения подобный интерфейс станет просто незаменим. Между тем, функциональность первых аппаратов пока остается не на высоте: набор слова из четырех букв занимает примерно 2−3 минуты. «Конечно, по сравнению с обычной пишущей машинкой или ноутбуком это показатели не очень хорошие, — вздыхает Игорь Шевелев. — Обычному человеку проще пользоваться давно проверенными устройствами. Но для инвалидов с параличом рук и ног они недоступны. Возможность печатать текст и даже управлять компьютером напрямую через мозг для них может стать настоящим спасением. И две минуты для набора одного слова не покажутся им очень медленными».

Коляска на мысленном управлении

Область применения систем ВСI не ограничивается только набором текста. В недалеком будущем с их помощью можно будет управлять массой механических устройств (инвалидная коляска, примитивные роботы, манипуляторы), интегрированных с компьютером. Реализовать эти возможности не столь уж и сложно. Для передвижения инвалидной коляски требуется всего пять команд: «вперед», «назад», «вправо», «влево» и «стоп». Мысленно ориентироваться в них гораздо проще, чем в трех десятках букв и знаков препинания.

Еще зимой 2003 года швейцарские ученые из Федерального технологического института и испанские специалисты из Центра биомедицинских инженерных исследований в Барселоне приступили к разработке подобной инвалидной коляски. Испытания первых прототипов показали, что научиться управлению данным прибором можно буквально за пару дней. Но в процессе работы инженеры столкнулись с неожиданной трудностью.

«Сейчас достоверность распознавания мысленных команд машиной приближается к 96%, рассказывает Игорь Шевелев. — Однако этот результат не считается достаточно приемлемым. Получается, что каждая тридцатая команда может быть понята компьютером неверно. При наборе текста это не так страшно, а вот при управлении инвалидной коляской любая ошибка может иметь катастрофические последствия. Представьте, что будет, если инвалид, подкатив к краю котлована, отдаст мысленную команду ехать назад, а коляска вдруг рванет вперед, в пропасть. Поэтому использовать коляску для передвижения пока нельзя».

Инженеры стремятся довести вероятность правильного распознавания до 100%. В некоторых экспериментах, проводимых исследовательской группой Игоря Шевелева, подобных результатов достичь уже удавалось. И по всей вероятности, в течение последующих пяти лет «мысленные инвалидные коляски», а также иные аппаратно-програмные комплексы на основе систем ВСI, как иностранного, так и российского производства, появятся в продаже. По прогнозам компании Cyberkinetics, рынок ВСI оценивается примерно в $2 млрд.

Что наша жизнь? Игра!

Принципы мысленного управления электронными устройствами можно применять не только для облегчения жизни инвалидов, но и для обучения и развития детей, а также просто для развлечения.

Весной 2003 года исследователи из шведского Интерактивного института представили вниманию публики игру Mindball, или «Мозгобол», в которую можно играть с помощью мысленных команд. Два человека в «телепатических» банданах сидят за столом, под которым размещены мощные электромагниты, и стараются закатить металлический шар в ворота противника. Система регистрирует альфа- и тета-волны в мозгу игроков. Побеждает тот, кто сумеет лучше расслабиться. Для большей зрелищности электроэнцефалограммы игроков выводятся на большие мониторы. Созданная при институте фирма Interactive Producline уже запустила Mindball в продажу и предлагает ее всем желающим по цене $19 000 за комплект.

Инженеры же из лаборатории «Музыка будущего» Плимутского университета (Великобритания) пошли еще дальше и объявили о том, что с помощью их оборудования можно мысленно писать музыку. Правда, пока оно способно распознавать только самые примитивные мелодии.

«Сейчас технологии компьютерного анализа электрической активности мозга развиваются столь стремительно, что уже в скором времени мы станем свидетелями рождения устройств более сложного характера, способных не только распознавать мысленные команды, но и определять, о чем думает человек в тот или иной момент, — утверждает руководитель Лаборатории высшей нервной деятельности человека ИВНД и НФ РАН Алексей Иваницкий. — Изучается возможность использования электроэнцефалограммы (ЭЭГ) мозга для оценки типа решаемой человеком мыслительной задачи. Такие комплексы могут применяться для контроля за мышлением летчиков или космонавтов во время сложных маневров».

И кто знает, возможно, появление на свет таких устройств ознаменует начало новой эры в науке. Чужая душа перестанет быть потемками, внутренний мир человека превратится в открытую книгу, которую можно будет читать при помощи компьютеров. Ну а человечество приблизится к обладанию телепатией, правда, в усеченном, электро-техногенном варианте.


Хуже всего в тревожных мыслях то, что даже когда вы осознаете, что действуете иррационально, это помогает далеко не всегда. В большинстве случаев это лишь усиливает беспокойство, когда приходит мысль: «Если я знаю, что это иррационально, почему я не могу остановиться? О боже, я не могу это остановить». И вы начинаете верить, что больше не контролируете свой ум.

Эми Десу

Цикл мыслей

Жизнь подбрасывает нам разные ситуации. Например, вы гуляете по лесу и видите медведя. Автоматически возникает мысль: «Там медведь!». Она запускает физиологическую реакцию: кровяное давление повышается, увеличивается пульс и скорость сердечного ритма. Почти одновременно проявляются несколько эмоций. Увидев медведя, вы чувствуете беспокойство, панику и страх.

Затем запускается защитный механизм - вы убегаете от медведя. Хотя и говорят, что лучше всего не убегать, но ради примера проигнорируем этот факт. И вот вы находитесь в безопасности. Какова следующая мысль? «Ух, я в безопасности! Я выжил!». И реакция вашего тела заключается в том, что сердечный ритм замедляется, пульс понижается, и вы начинаете дышать более естественным образом. Включаются другие эмоции - радость, облегчение, удовлетворение. Каким будет ваше поведение? Памятуя о чудесном спасении, по возвращении домой вы откроете бутылочку вина или полакомитесь мороженым. Чтобы отпраздновать.

Но, допустим, что в пещере вас одолевают совсем другие мысли: «Я такой слабак! Почему я убежал? Это ведь был совсем медвежонок. Почему я всегда такой трус?». Вы расстроены, дыхание остается быстрым и рваным. Эмоции варьируются между разочарованием, гневом и отвращением к себе. А поведение? Вы также можете купить себе килограмм мороженого, но таким будет ваше наказания себя.

Описанный выше сценарий - когнитивно-поведенческая теория Аарона Бекка в двух словах. Ее суть в том, что мысли, убеждения, чувства, тело, поведение и наше прошлое связаны: они влияют друг на друга. При помощи практики управления своими мыслями мы можем изменить физиологическую или психическую сторону своих реакций. Например, избежать стресса, депрессии или беспокойства, вызвать в себе энтузиазм и огромную делать что-либо.

Это сложно, но при должном упорстве и практике можно добиться впечатляющих результатов.

Преимущества овладения своими мыслями

Вы станете лучше спать

Умение контролировать свои мысли напрямую зависит от качества сна и того, сколько времени уйдет на то, чтобы заснуть. Вам ведь надоело крутиться в кровати по несколько часов?

Вы достигнете внутреннего спокойствия

Каждый, кто переживает панические атаки или подвержен навязчивым мыслям, будет просто счастлив, если все это закончится. И первое, с чего следует начинать - контроль мыслей.

Вы повысите свой эмоциональный интеллект

Мы уже выяснили, что управление мыслями напрямую влияет на эмоции. Если так, то вы повысите свой , начнете разбираться в своих чувствах и станете меньше испытывать стресс.

Вы улучшите память и концентрацию

Стоит лишь научиться направлять мысли в нужную сторону, как мы начнем концентрироваться в несколько раз лучше. А значит - улучшится . Прибавьте к этому тот факт, что от ее качества зависит развитие и получится целый комплекс преимуществ.

Как научиться управлять своими мыслями

Что же делать, чтобы убрать навязчивые мысли и научиться заменять их на проактивные, нужные, позитивные?

Десятидневный вызов

Этот метод основан на изменении своего словарного запаса. Без языка мы оказываемся в состоянии эмоционального хаоса. У нас есть возможность общаться, и способ, которым мы это делаем, может улучшить нейронное функционирование мозга и убрать стресс. Если мы спустя рукава относимся к тем словам, которые произносим в своей голове и вслух, то теряем способности решать задачи, успокаивать разум и общаться с людьми.

Вот четыре шага, которые нужно сделать для того, чтобы изменить свой словарный запас. Для этого достаточно 10 дней, но все индивидуально.

Шаг первый: станьте осознанными относительно тех привычных слов, которые вы используете, чтобы описать негативные или тревожные эмоции.

Начните замечать ярлыки, которые вы навешиваете на ситуации, эмоции и чувства. Если вы говорите что-то вроде: «Я так беспокоюсь об этом», остановите себя и признайте, что «беспокойство» может быть слишком сильным словом. Возможно, стоит сказать, что вы «немного обеспокоены». Следите за своим языком и не преувеличивайте интенсивность эмоций.

Или еще лучше: сознательно выберите слово, которое снизит негативную окраску ситуации. Вместо того чтобы говорить, что «злитесь» на кого-то, опишите себя как немного «раздраженного» или «разочарованного его реакцией».

Если кто-нибудь спросит вас: «Как дела?» Вместо того чтобы сказать «Хорошо», можно просто улыбнуться и разрушить привычный шаблон. Можно добавить: «Ты даже не представляешь, как я себя чувствую!». Мы часто упускаем отличные возможности поднять себе настроение, если употребляем привычные слова.

Шаг второй: запишите три слова, которые вы регулярно используете, и которые усиливают ваши негативные чувства или эмоции.

Возможно, вы используете такие слова, как «Я расстроен», «Я в депрессии» или «Я унижен». Придумайте альтернативные слова, которые снижают интенсивность этих .

Может быть вместо «Я унижен» следует сказать «Мне немного неловко» относительно того, как прошла встреча?

Чтобы смягчить эмоциональную напряженность, можно использовать так называемые модификаторы: «Я просто немного озадачен», «Мне это слегка не по нраву». Помните, что мы выходим из себя, когда используем категорические слова.

Шаг третий: запишите три слова, которые вы используете, чтобы описать свой положительный опыт.

У вас часто спрашивают: «Как дела?». Почему бы наконец не придумать три оригинальных, но правдивых ответа, которые усиливают позитивные чувства и вдохновляют вас? Скажите «изумительно», «невероятно», «впечатляюще». Возможно, это не те слова, которые вы чувствуете своими. Тогда найдите свои, чтобы, применяя их, чувствовать себя цельно.

Шаг четвертый: приведите в действие правильные рычаги.

Выберите двух людей из своей жизни: близкого друга и еще кого-то, кого уважаете и боитесь разочаровать. Расскажите им про свое обязательство заменить ключевые слова в своем словарном запасе. Объясните, что если они услышат от вас старое слово, то должны спросить: «Ты действительно чувствуешь себя так или просто используешь старые выражения?».

Если вы скажете «Я в депрессии», пусть близкий человек спросит «Ты действительно в депрессии или просто немного не в духе?». Все это даст дополнительную поддержку и поможет сформировать новую привычку.

Тщательно и сознательно подбирая слова, которые прилагаются к переживаниям, можно научиться более тонко понимать, как вы себя на самом деле чувствуете и насколько сильны эти эмоции.

Программирование

Каждый из нас в любой момент своей жизни считает, что заслуживает большего. Но когда реальность расходится с этим убеждением, мы испытываем разочарование и недовольство. Они либо толкают нас вперед к изменениям, либо тормозят и загоняют в ракушку. Какой вариант выбираете вы?

Если второй, то надо «перепрограммировать» себя. Вот три шага для этого.

Решить

Каков ваш желаемый результат? Первый шаг - получить абсолютно четкое представление о том, чего вы хотите. Ясность - сила. Чем точнее вы представляете конечный результат, тем сильнее будет ваше видение, и тем больше шансов превратить это видение в реальность.

Если вы спорите с другом, то рискуете ввязаться в конфликт и испортить настроение себе и ему. Но что, если вы остановились в середине спора и спросили себя, каков желаемый результат? Он же не в том, чтобы спорить и ругаться, а в том, чтобы найти решение? Теперь фокус внимания полностью сосредоточен на этом.

Дайте направление своим мыслям. Что вы хотите физически, финансово, эмоционально, духовно, в своем бизнесе, работе, личной жизни? Примите решение, что не будете действовать бессознательно.

Примите меры

Теперь пришло время избавить свой разум от страха и неуверенности. Как это можно сделать? Отказавшись от других возможностей, которые не ведут к принятию решения.

Страх - одна из самых больших ловушек, которая удерживает людей от действий. Страх отказа, неудачи, успеха, боли, неизвестности - у всех нас есть страхи. И единственный способ справиться с ними - противостоять им. Вы должны смотреть им в глаза и предпринимать усилия, несмотря ни на что.

Боитесь неудачи? Неудача - это образование. Посмотрите на это так: если вы потерпите неудачу, то узнаете, что именно не работает. И когда снова попробуете, то сможете использовать это себе на пользу. Люди часто не предпринимает реальных действий для достижений своих целей. Они просто продолжают говорить: «Когда-нибудь я сделаю это».

Умение прерывать негативные мысли подобно мышце. Сначала, когда вы попытаетесь ее нагрузить, будет сложно и даже больно. Но если начать с малого и каждый день пытаться изменить свой образ мышления, вы постепенно станете сильнее. Вскоре все будет получаться без усилий.

Примите меры и преодолейте негатив. Примите меры, чтобы сделать свою жизнь лучше. Когда вы начинаете действовать и в итоге одерживаете небольшую победу, вы переходите на следующий уровень. Когда делаешь то, чего не мог раньше от себя ожидать, это наполняет силой.

Перепрограммировать мозг

После того, как вы четко решили, что собираетесь делать и предприняли меры, необходимо провести инвентаризацию своей жизни. Обратите внимание на то, что получаете от текущих действий, и оцените что работает, а что нет. А затем меняйтесь. Находите решения, которые помогут.

Важнейшая часть поиска решения - гибкость. Гибкость - это сила. Если вы резки в своих оценках, а жизнь выдается дорогой в туннеле, то упускаете неожиданные возможности и альтернативные маршруты, которые могут дать невероятные преимущества. Помните, что вы никогда не контролируете 100% своей жизни и всех ситуаций.

Подумайте об этом: ваша жизнь идет в соответствии с планом? Вероятно, нет. Путь никогда не бывает прямым. И поэтому важно оставаться гибким - учиться на ошибках, справляться с неудачами и использовать негативный опыт в качестве движущей силы перемен. Смысл в том, чтобы уяснить единственную вещь: продолжать двигаться вперед и использовать ошибки и неудачи для того, чтобы достичь успеха.

Дайте бой негативным мыслям

Когда речь идет об управлении мыслями, мы имеем в виду именно избавление от негативных. Все остальное будто бы налаживается само собой.

Поскольку мы постоянно подвержены воздействию негативной информации от СМИ и других людей, наш мозг всегда настороже, чтобы сосредоточиться на возможных угрозах безопасности и благополучию. Под воздействием этих негативных стимулов в организме высвобождаются нейрохимикаты, которые вызывают беспокойство и депрессию.

Как избавиться от негативных мыслей:

  1. Запишите их . Когда автоматические негативные мысли начинают крутиться в вашем сознании, запишите их, чтобы четко определить и назвать их.
  2. Исследуйте их . Спросите себя: эти мысли верны?
  3. Ответьте на них . Если негативные мысли ложны, обратитесь к ним. Этот диалог выводит вас из состояния бессознательности и позволяет посмотреть врагу в лицо. Лучше всего вести его на бумаге.

Все методы разрушения негативных мыслей имеют одну общую черту - они побуждают вас играть активную роль в пересмотре мыслей, а не находиться в пассивном принятии (что разрушает жизнь). Одним словом, без сознательной работы над мыслями - сели, записали и ответили - избавиться от негатива невозможно.

Стратегия Тревиса Робертсона

Мысли - это все. Многие люди в большинстве случаев не осознают, о чем они думают. Отсюда все проблемы.

В то же время вы знаете, какое воздействие могут оказать мысли на вас. Вы можете стать подавленным, сердитым, разочарованным, одиноким, обеспокоенным, грустным и сомневающимся.

Мысли контролируют, что мы чувствуем в любой момент. Поэтому, управляя мыслями, мы меняем свои чувства.

Робертсон предлагает пять шагов для овладения своими мыслями.

Научитесь останавливать свои мысли

Одна из первых вещей, которую вам нужно сделать - научиться останавливаться посреди своих мыслей (хороших, плохих или просто скучных). В разное время дня ловите себя на мысли. Как вы себя чувствуете? О чем думаете? Почему вы думаете об этом?

Когда мы в гневе, то наш уровень интеллекта значительно падает. Забываете вы и том, что надо наблюдать за мыслями. Поэтому наблюдайте за ними, когда находитесь в обычном настроении.

Не давите на себя. Выделите 5 минут и попытайтесь понять, какие главные мысли сейчас в вашей голове.

Определите негативные эмоции

Каждое чувство, которое мы имеем, является прямым результатом того, о чем мы думали. Поэтому, если вы чувствуете беспокойство, спросите себя: «Почему я беспокоюсь?». Всегда ищите корень проблемы.

Запишите ментальный фильм

По умолчанию большинство людей «снимают» негативные психологические фильмы. Когда текущая ситуация напоминает нам о предыдущей, мы склонны воспроизводить этот фильм.

Что вам нужно сделать: определить, что это за фильм и «записать» его. Зачем? Потому что нужно вытащить его из подсознания. Теперь можно проанализировать фильм с холодной головой.

Найдите ложь

Тщательно «просмотрите» фильм. Как определить ложь? Как правило, это какие-то определенные ярлыки, вроде «глупый», «неудачник» и «не заслуживающий успеха». Вы же знаете, что все это неправда. Запишите каждый пункт лжи на бумаге.

Распознайте правду

Единственный способ борьбы с ложью - это правда, и сейчас самое время понять, что такое истина для вас. Напротив каждого пункта с ложью запишите около десяти опровержений. Если вы глупы, то почему в этих десяти случаях поступали как умный человек? Это простое упражнение выбьет негативную почву из-под ваших ног.

Книги

Книг на тему управления мыслями существует множество, поэтому недостатка в литературе у вас не будет. В одних уклон идет в сторону эзотерики, в других - науки, третьи же просто содержат хорошие советы из личного опыта авторов. Советуем вам начать с первой книги из нашего списка, а дальше решать самому, какую книгу читать следующей.

  • «Как человек мыслит или мышление человека» Джеймс Аллен
  • «Сила настоящего или сила момента сейчас» Экхарт Толле
  • «Подсознание может все» Джон Кехо
  • «Метод Сильвы. Управление разумом» Хосе Сильва, Филип Миэле
  • «Мечтать не вредно. Как получить то, чего действительно хочешь» Барбара Шер, Энни Готлиб
  • «Думай и богатей» Наполеон Хилл
  • «Измени мышление - и ты изменишь свою жизнь» Брайан Трейси
  • «Созидающая визуализация» Шакти Гавэйн
  • «Мысль имеет значение» Дэвид Гамильтон
  • «Разбуди в себе исполина» Тони Роббинс

Каждый человек приходит в свое время к осознанию силы мыслей. Это может произойти и в 20 и в 60, но чем раньше, тем лучше. Надеемся, статья убедила вас, что овладение своими мыслями - это самый главный шаг на пути к душевному спокойствию и достижению целей.

Желаем вам удачи!

Владимир Конышев участвует со своей командой "Нейроботикс" в предстоящих соревнованиях в Швейцарии. Его компания разрабатывает малоканальную нейрогарнитуру – устройство, позволяющее считывать сигналы с коры головного мозга и передавать их компьютеру. Проще говоря, управление компьютером происходит силой мысли . Такие разработки называют интерфейсами "мозг - компьютер".

Владимир, расскажите, пожалуйста, подробнее о вашем проекте и на какой стадии сейчас находится прототип нейрошлема?

Нейрогарнитура состоит из неопреновой шапочки-шлема, в которую встроены электроды. На задней стороне шапочки находится биоусилитель, передающий данные по Bluetooth вычислительному устройству, которым является компьютер. Сейчас основная сложность состоит в том, что для такой гарнитуры мы используем электроды, под которые добавляется электропроводящий гель. То есть кто-то должен нанести гель больному, требуется помощник. Наш следующий шаг - это разработка нейрогарнитуры на сухих электродах в 2017 году. После появления такого устройства интерфейс "мозг - компьютер" может использоваться большим числом людей без какой-либо помощи со стороны. Т аким образом, новые образцы будут более удобными для использования и намного более эстетичными.

Перед нами стояла задача разработать нейрогарнитуру, которую можно было бы использовать не только в лаборатории, но и в повседневной жизни. Эта цель была поставлена нами в рамках проекта для Фонда перспективных исследований. Мы работали над тем, чтобы нейрогарнитура была беспроводной, с небольшим количеством каналов, чтобы человек мог одновременно перемещаться и управлять робототехническим устройством, будь то квадрокоптер или колёсный робот.

А как будет решаться задача с помощниками? Ведь эти гарнитуры пока очень сложны и человеку требуется помощь третьей стороны, чтобы пользоваться такими устройствами.

Программа требует на начальном этапе консультации специалистов. Человеку нужно пройти специальное обучение, для чего создана программа. С её помощью человек учится управлять своими состояниями, которые и позволяют давать мысленные команды. Их достаточно легко вызвать, поэтому они называются макросостояниями. На обучение требуется около 30–60 минут, за это время большинство людей может освоить три базовые команды. Чтобы управлять умным домом и играть в компьютерные игры, этого вполне достаточно. Но, например, для управления квадрокоптером нужно освоить четыре команды, что уже даётся сложнее.

Какие сценарии для нейроинтерфейсов могут быть, кроме использования их людьми с ограниченными возможностями?

Во-первых, для здоровых такая гарнитура даёт возможность без джойстиков и клавиатур играть в компьютерные игры. Для людей же с нарушением моторных функций сфера применения значительно больше. Например, полностью парализованные люди могут управлять инфраструктурой умного дома. В одном из роликов мы продемонстрировали, как человек мысленно разгибает экзоскелет кисти, то есть фактически двигает рукой, как здоровый человек.

Также он может дистанционно управлять бытовыми приборами: включать телевизор или кондиционер. Тут схема простая: мысленно включается розетка, к которой подключён бытовой прибор. Это не фантастика, а уже реальность.

Существуют и другие сценарии использования нейроинтерфейсов. Например, человек может общаться с родственниками: мысленно печатать текст, который будет отправляться нужному адресату. Другой пример: полностью парализованный человек сможет управлять коляской на электроприводе при помощи нейрогарнитуры. В идеале разные методы управления будут дополнять друг друга. Следующее добавление - система трекинга глаз. Таким образом мы получим гибридный нейроинтерфейс: цель мы выбираем глазами, а с помощью сигналов мозга говорим, что нужно сделать с этим объектом. Представьте, что человек парализован и передвигается на коляске. Так как он может двигать глазами, он взглядом выбирает дверь, а мысленно даёт коляске команду: "Хочу, чтобы коляска подъехала к этой двери". То есть он больше не должен детально продумывать действия коляски и приказывать ей: "Поверни направо, а затем налево". Конечно, коляска при этом должна обладать возможностями интеллектуального управления и уметь сама объезжать препятствия.

Можно представить и то, как подобная технология используется вне дома. Например, человек управляет квадрокоптером и хочет снять панорамный вид в определённой точке. Человек просто взглядом указывает коптеру нужную траекторию, не используя джойстиков или других систем контроля, - такое сценарное управление в скором времени станет возможным.

- Были ли у вас уже покупатели?

Да, одна из наших коммерческих ниш - уроки нейропилотирования в школе. С помощью нейрошлемов дети управляют роботами. Причём одним и тем же устройством могут управлять два человека, что учит построению команды. Можно сказать, что это новое направление в образовании и бизнесе. Ведь нейрошлем сам по себе неинтересен, он нужен для управления объектами. Для школьников это будто телекинез, в этом есть нечто новое и необычное. Такие уроки развивают интерес школьников к робототехнике и нейроуправлению, а также повышают интерес к точным наукам - физике, кибернетике, нейрофизиологии. Подобная мотивация может повлиять на их выбор профессии и привести в нашу сферу новых молодых специалистов.

- И сколько у вас таких заказчиков среди школ?

Мы начали поставлять комплекты для нейропилотирования в школы с ноября прошлого года. Их немного, пока около 10: Москва, Тюмень, Ханты-Мансийск, Набережные Челны. В основном это бюджетные учреждения, где есть занятия по робототехнике.

- А как вы оцениваете поддержку государством таких проектов?

Есть Национальная технологическая инициатива, в рамках неё появилось направление "Нейронет", связанное с нейротехнологиями. Государство на верхнем уровне всячески поддерживает внедрение таких технологий в разные области. Но есть тут свои сложности. Мы много времени тратим на заполнение бумажек, которые замедляют запуск проектов. От нас требуют полной документации, подробных описаний, но мы ведь не знаем, сколько нужно будет закупить таких-то винтиков в апреле 2018 года? Ответить на эти вопросы в высокотехнологичных проектах очень сложно, если не невозможно. В "Нейронете" несколько проектов, и прошли только два. Хотелось бы, чтобы процесс шёл быстрее. За рубежом уже давно поняли, что, если хочешь делать инновации, нужно пропускать их по упрощённой схеме, а не по схеме бюджетирования строительства дороги - сколько нужно цемента, песка и проч. В инновациях такая схема не работает, и каждый потерянный день - это немалые деньги. Ещё немного времени - и эти продукты мы будем получать из-за рубежа, из того же Китая.

Несмотря ни на что, я верю, что высказанный высшим руководством интерес реализуется. Но хотелось бы, чтобы некоторые процедуры были упрощены и проходили быстрее.

- И почему такие проблемы, на ваш взгляд, возникают?

Конечно, работоспособную структуру сложно создать. У всех на слуху "Сколково", как они долго разрабатывали подходы. Есть другие фонды, такие как фонд Бортникова, который уже давно успешно реализует проекты. А тут создана новая структура. Надо понимать, что схема работы ещё в процессе совершенствования, надо её структурировать, найти правильных людей.

- Как вы оцениваете рынок нейротехнологий в России и за рубежом?

Конкуренция серьёзная, причём и здесь, и за рубежом. У нас в России много лабораторий, хороших исследовательских центров, среди самых известных учёных - профессора Александр Яковлевич Каплан и Александр Алексеевич Фролов. В целом у нас есть хороший потенциал и задел на будущее, мы можем в направлении нейротехнологий серьёзно выстрелить. Сейчас важность нейротехнологий стала очевидна обществу.

За рубежом, конечно, нейротехнологиями намного больше занимаются. Но нельзя сказать, что мы отстали. В целом наша техника в этой области находится на мировом уровне, а в некоторых направлениях мы даже опередили иностранных коллег. "Кибатлон" как раз позволит нам сравнить наши нейроинтерфейсы с разработками других стран. Наш очевидный плюс - простота системы. Ведь чем технология проще, тем она надёжнее. В нашей нейрогарнитуре всего 8 каналов. А у других участников "Кибатлона" - 32 или даже 128 каналов. Но, несмотря на меньшее количество каналов, мы всё равно можем выступить на достойном уровне.

Мы, учёные и бизнес, не чувствуем, что отстаём. И если мы сейчас грамотно используем шанс и совместим свои технологии с вертикализаторами, экзоскелетами и прочим ассистивным оборудованием, то поможем большому количеству людей жить полноценной жизнью. Ведь российские изделия на порядок дешевле, они доступнее. Поэтому у нас и хороший экспортный потенциал.

- А сколько стоит ваша нейрогарнитура сейчас?

80 тысяч рублей. Да, пока это дорого. Но сейчас как раз работаем над тем, чтобы гарнитура обходилась в 25 тысяч рублей, что уже делает её более доступной для массового пользователя.

Как вы считаете, смогут ли нейротехнологии в будущем также помогать в восстановлении каких-либо мозговых функций?

Да, безусловно, мы работаем над тем, чтобы это стало возможным. Учёные готовы, большие институты готовы, следующий шаг за государством. В нашем проекте нейроинтерфейс - всего лишь одна из семи технологий. Уже было научно доказано, что комбинация нейроинтерфейсов с электрическим стимулятором мозга эффективно помогает больным с инсультом, нейротравмами, а также детям с аутизмом, с синдромом дефицита внимания и аффективными расстройствами (агрессия и прочее). Такие возможности мы также описали в рамках проекта "Нейронета" и эти технологии надо внедрять в массы.

- А когда рынок нейроинтерфейсов сможет стать действительно массовым?

За пять лет достичь этого уровня вполне реально. Два года нужно на саму разработку технологий и пару лет - на их апробирование, клинические испытания и регистрацию как медицинских изделий.

Нейротехнологии могут действительно помочь многим людям с ограниченными возможностями, а это 13 миллионов человек в России. Это большой рынок. И для нас также доступен массовый рынок в сфере игр и обучения. Как только мы выйдем на расшифровку микросостояний, возможно будет настроить более тонкое управление. И тут произойдёт взрывной рост.

Также мы работаем над тем, чтобы предоставить сторонним разработчикам возможность создавать для нейрогарнитуры свои программы, игры и так далее. Это простимулирует рынок программ на основе нейроинтерфейсов. За рубежом есть уже подобный успешный кейс. Компания NeuroSky выпускает одноканальную систему "мозг - компьютер", фиксирующую биоритмы. И они предоставляют её для разработчиков и партнёров, которые создали множество приложений на её основе - как развлекательных, так и образовательных. Такие программы стоят от 2 до 5 евро, а сама гарнитура - 15–16 тысяч рублей. Они построили на этом большую индустрию: компания продала за пять лет более миллиона подобных устройств.



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «tassr90.ru» — Полезные компьютерные советы